Имитация поденок в стадии «дан»

Всю основную работу в этом направлении проделали англичане, нам осталось только удивляться их настойчивости и последовательности. Почти 2 века британцы не спеша выясняли, как должна выглядеть сухая мушка. Английские «сухари», в том числе в стадии «дан», до сих пор являются классикой в лучшем смысле этого слова. Давайте посмотрим, что было дальше. Начнем с крыла, которое является важнейшей деталью «дана» и которое привлекает пристальное внимание рыб.

Для начала предложу вам на фото 1 версию американских сухих мушек . Без труда можно заметить все основные черты английских образцов. Но есть важное отличие, применена другая техника изготовления крыла. Вырезать по старинке крылышки, когда все кипит вокруг, показалось как-то слишком тоскливо и сложно. Тем более, что потрепанное крыло никак не портит ловлю. Вырезы заменили элементарными пучками из бородок и мушка получила имя «wing fibers». В оригинале это были кончики перьев груди древесных уток, то есть материал более доступный и мобильный, чем парные маховые перья Правда, позднее синтетика почти полностью вытеснила все традиционные натуральные материалы.

.

На фото 2 представлен образец такой модификации традиционной мушки с использованием синтетической пряжи. Это версия известной и популярной в Штатах конструкции Garry Borger. Мушка Yarn Wing выполнена в классической манере с одной только разницей — крыло добавлено в самом конце процесса вязки, оно вставлено между ершиком и ушком крючка. Крыло отвели кзади и чуть поправили ножницами, так верно заданы положение и силуэт крыла «дана», готового к взлету. Крыло можно изготовить и из других материалов, получая разные интересные цветовые варианты. В данном случае цвет chartreuse вроде бы хорош в теплые солнечные дни.

На 3 фото Hatchmaster. Легендарная мушка американца из Нью-Йорка Harry Darbee. Это уже совершенно иной стиль вязки. Ее оригинальность подчеркивает встречающееся в каталогах название Two Feather Fly или «мушка из 2-х перьев». Автор действительно использовал лишь одно перышко для тела и крыла. Укороченный крючок не дает мушке заваливаться кзади. Мушка садится на воде идеально и подходит для любых условий . Darbee вернулся в этой модели к старой, еще 19-го века американской методике построения тела вне крючка «extended body». Оказывается, действительно все «новинки» оказываются давным-давно пройденным этапом. Эта методика позволяет создавать имитации крупных поденок, только — бы не перестараться с этим брюшком. Оно должно оставаться мягким и не мешать подсечке. В частности модель Hatchmaster лишена этого потенциального недостатка, мягкие перышки с груди утки или фазана не настораживают рыб. Мушка прошла через огромное количество модификаций, сам автор со временем добавил ей ершик типа «парашют». Кроме этого, отметим варианты с перевернутым крючком «upside», «sihouette», что в итоге должно было привести к созданию идеальной имитации «дана». Опять добавим, что перо уток типа «mallard» или «woodduck» в крыле позднее тоже заменили синтетикой.

На фото 4 знаменитый Royal Coachman, который принадлежит к серии мушек «fan wing». Отличают эту серию крылья из целых перышек. В 19 веке такие мушки были популярны в Англии, затем и в Америке. До сих пор это удачный способ имитации крупных поденок, таких, как в семействе Ephemeridae. Обычно используют мягкие покровные перья уток и тех же фазанов. Фазан всегда был ценнейшей добычей нахлыстовика, жаль, что сейчас многие из нас вовсе не понимают, для чего он нужен.

Примерно так же выглядят крылья из небольших куриных перьев. В «feather wing», так называется этот тип мух, можно использовать только самые кончики, они не такие прозрачные и потому подойдут для подсыхающего сероватого «дана». Правильно подбирать «выпуклые» парные перья, перья с одной и другой стороны птицы. Такая пара, сложенная вместе тыльной поверхностью, дает эффект разведенных в стороны крыльев.

На 5 фото следующая славная конструкция Thorax Dry принадлежащая V.Marinaro. Эта мушка может послужить примером аналитического и вдумчивого подхода к имитации. Трудно себе сейчас представить, но автор экспериментировал с живыми поденками, обрезал им крылышки и т.д. и затем наблюдал за реакцией рыб. Так он открыл важнейшие черты сидящего на поверхности насекомого, свойств его крыла и ножек. Marinaro отказался от догмы подражания, присущей английским моделям, в которых размер крыла по высоте и ширине соответствовал крылу настоящего насекомого. К тому же, он стал вязать крыло не у ушка, а посредине цевья – оказалось, так как у реальной поденки. Осталось лишь чуть развести крылья из кончиков петушиного пера в стороны, и мушка работала.

Но еще он дополнил конструкцию ершиком по телу и подстриг его снизу, так, что мушка теперь легко и стабильно опирается о поверхность. Но важно и то, что тело теперь опустилось ближе к поверхности и попало в позе зрения рыбы. В стиле «thorax» (грудь) удается создать идеальную копию пробующего приподняться «дана». Изначально мушка рекомендовалась для теплого времени года и не слишком быстрой воды.

На фото 6 известная всему свету модель Рarachute Dry Fly. Надо сказать, что это довольно старая техника, в 1950 году J. Edson Leonard посвятил парашютам специальный раздел в своей энциклопедической книге Flies. Мушка имеет несколько отличительных деталей. Для начала нужно отметить ее своеобразную аэродинамику. Правильно выполненные модели (без излишне густых, богатых ершиков) деликатно и почти всегда вертикально садятся на воду. И еще важна легкость этой посадки на воде и качество презентации. Кто-то взял и убрал малоубедительные с рыбьей точки зрения ножки в исполнении стандартного ершика.

Нужно заметить, первоначальный вариант с крылом в форме вертикальной метелочки мало напоминает реального «дана», так как не имеет его характерного силуэта. Если мушка маленькая это может ускользнуть от внимательного взгляда рыб. Поэтому, как то устоялось, что лучшие парашюты могут быть лишь малых размеров, на 16-26 номерах. Модель идеально подошла для ловли и на плесах и на быстрых струях, где обычные мушки тонут. Вдобавок, «лежащая» конструкция работает в холодное время года, когда насекомые с трудом отрывают тело от поверхности воды.

На этом фото № 7 представлена интересная и совершенная модификация традиционной конструкции. Дело в ином способе монтажа крыла. Пучок оленьей шерсти или лося перевязан несколькими витками нитки. Оттопырившие кончики спереди обрезаем, а остаток используем для крепления парашюта. Здесь очевиден более реалистичный силуэт мушки, готового к взлету «дана». То есть, мушка работает по двум ударным направлениям, по презентации характерного крыла и тела поденки в стадии «дан».

На фото 9 мушка типа «cut wing». Это одна из самых известных моделей Ken Iwamasa. Мушки «cut wing» так же как «fan» и «feather wing» имеют крылышки из целых перьев. Но перо приготавливают – подрезают ножничками или прижигают в специальных формах. У мушки еще есть одна интересная деталь — ножки. Их изображают раскинутые в стороны шерстинки оленя. Получилась простая в работе и довольно натуральная модель для ловли на спокойной воде. Это попытка все же задействовать 3-ю деталь – реалистические отпечатки ножек насекомых.

Вернемся и закончим историю перьевых крыльев, вспомним об интересных моделях в стиле «loop» — петля. Первый из них на фото 10 c именем Loop Wing – уже как бы классическая мушка Gary Borger. В ней использована идея мушек без ершика типа «torax», но оригинально построены крылья. Автор трижды дугой уложил бородки утиного пера. Мушка «лежачая» и предложена для холодной погоды.

Loop Wing (фото 11) автора Andre Puyans это пример иной техники вязки такого же крыла. Парашют ершика построен на петле из пера петуха, у которого острижены лучи. Мушка получилась прочная, идеальная для имитации мелких насекомых.

Мы уже говорили о наблюдениях Vincento Marinaro об укладке крыла и ершика. Автор пришел к мысли об ином правиле, которое в современной литературе уже воспринимается как аксиома. По его мнению, длина тела, если речь идет о ловле в теплой воде, является второстепенной, если не третьестепенной деталью. Конструкция должна опираться на ножки, тело поднято и практически не доступно обзору. И все выглядит в точности до наоборот в холодное погоду. Форель и особенно хариус с наступлением осени смещается на спокойные места рек. Если ловим на ровной воде, на гладкой поверхности плесов, тело становится главным элементом сухой мушки. Это та деталь, которая четко видима рыбе издалека и, естественно, подвергается анализу. Роль ножек мушки с их неясными отпечатками отодвинута на задний план. Так родились целые серии мух без ершика с общим именем «No Hackle». Мушка опирается на поверхность телом, а ножки отсутствуют полностью. Справедливости ради, можно отметить, что большинство этих мушек были связаны как имитации преображающихся «данов», то есть, это были наполовину нимфы. Позднее, после некоторых вариаций, они перешли в чистые «даны».

Мушка выполнена из 2-х материалов, хвост и крылья сформированы из пучка белых или вылинявших шерстинок оленя. Тело скручено из даббинга. Этот вид крыла с 50-х годов тоже приписан Francis Betters, хотя еще в 30-х классики американской школы вязки мух Ray Bergman и Herb Howard демонстрировали шерстяное крыло. А появилось оно еще раньше, в самом начале прошлого века. Оригиналы были связаны с жестким крылом из шерсти североамериканского оленя и обкатывались на легендарном полигоне, быстрых водах реки Ausable. Шерстяное крыло в Америке было страшно популярным, у нас мало кто так вяжет.

В 70-х годах этой конструкцией занялись Bob Nastasi и Al Caucci. В книжке «Hutches 2» впервые ими была описана модель Comparadun, фото 13. Очевидно, что это очередная мушка без ершика. Крыло из маски оленя в оригинале было раскинуто веером и перпендикулярно оси крючка. Дополнительный элемент – хвост, он сделан из лучей петушиного пера и прикреплен только после первой петли даббинга, поэтому всегда направлен в стороны. Этот элемент придает мушке дополнительную стабильность и презентабельность. Понятно, что и нахлыстовики ценят ее уже за эффективность и практичность.

Удивительно, что LaFontaine посчитал Сomparadun вершиной абсурда в нахлысте, указав на действительно присущие мушке ненатуральные качества. Тело утоплено в поверхностном мениске, а абстрактное крыло, как кажется, не вызывает никаких ассоциаций. Вроде бы, действительно, ерунда какая-то. Но сторонники указали, что это попросту уже взрослый дан, но который по каким-то причинам не может «встать» на ноги. А эффективность объясняется опять-таки выпрямленными крыльями и мениском, отпечатком тела, двумя характерными чертами настоящего насекомого. Пишут, что это отчетливо видно при взгляде на мушку из-под воды.

На фото 14 Poly- Mix, мушка Shane Stalcup. В этом стандартном варианте из каталогов шерсть заменена пучком синтетики с добавкой интересных крапчатых бородок пера утки. Это пример того, что все можно упрощать и заменять, лишь бы материал был податлив и легок. .

На фото 15 CDC Dry Fly. Когда-то в 80-х годах мушки с этим утиным пером для многих были своеобразным тайным оружием. Мало кто знал, что секрета никакого нет, ведь традиция вязки CDC уже тогда насчитывала более сотни лет. Однако, мировую известность мушки с жировым пером уток получили не в Словении и Хорватии, а в Австрии, где на CDC подсадили приезжих туристов. Оригинальная мушка без ершика идеально напоминает не только мелких поденок, но и мошку. Многие считают, что лучше всего работают мелкие и очень мелкие мушки в этом стиле. Естественно, что конструкции элементарны и просты в вязке. Область применения их тоже понятна — гладкая и чистая поверхность над головой привередливых рыб.

Здесь фото 1 последняя из нашего ряда самых знаменитых мушек без ершика. Сухая «no-hackle» муха авторского коллектива Swisher & Richards появилась в 70-х годах прошлого века. Она стала продолжением в серии моделей с низким положением тела, но имела важные отличительные черты. Это крылья из вырезов махового пера утки (иногда авторы использовали и покровные перья), расположенные по бокам тела. Они достоверно изображают насекомое, которое пробует свои только что расправленные крылья. Lawson, экспериментируя с «no-hackle», подчеркивал, что крылышки должны быть широкими, а их кончики должны торчать вверх. Такая позиция крыла улучшает зрительное восприятие изделия, мушка узнаваема и получила хорошую репутацию. Но есть и недостатки, если хотите. При забросах, крылья не выдерживают нагрузок и довольно быстро растрепываются.

Судя по строению, мушки «no-hackle» предназначены для спокойной и очень спокойной воды. Оптимальный размер их от 18 до 24 номеров.

На фото 2 «дан» под именем R.S. Quad May рук Malkolm Knopp. Это мушка может послужить своеобразным обобщением «сухой классики». Тут сплошь рефлексия и заимствования. Высокое заметное крыло (LaFontain), остатки оболочек (Harrop), подчеркнутая сегментация, выполненная из гусиного биота (AK Best), низко расположенное эффектное тело (Marinaro). Еще интересно, что в крыле был использован материал flats (какая-то синтетика), который вполне можно заменить на кончики покровных перьев индюка (это крепенькие такие перья в различных колорах). Мушка носит массу разных имен и существует во всевозможных вариантах, что может говорить о ее популярности и эффективности. Зато о попытках классификации этих вариантов даже в пределах узкой группы «no-hackle», наверное, можно забыть.

Так называемые «перевернутые» мушки, на английском upside down, shillouete, построены в зеркальной позиции с крючком поддевом вверх. Они появились более полувека назад и сначала вызывали интерес как конструкторские изюминки. Но со временем стало ясно, что спрятать крючок бывает полезно, как-то уже говорили об этом. Сейчас это уже известная техника, но мух таких немного. Тот, кому лень осваивать эти выкрутасы, подчеркивает слабое место такой конструкции – много холостых подсечек, рыба плохо засекается и часто сходит с крючка.

На фото 3 представлена такая мушка в стиле Swedish. Перевернутый крючок с характерным изгибом пришел в головы двух шведов Nils Ericksson и Gunnar Johnson (Partridge). LaFontain позднее подхватил идею гнутого крючка и вязал на нем «танцующего» ручейника, но первоначальным назначением были перевернутые имитации поденок, у которых тело и «перекошенный» ершик скользят по поверхности воды.

Мушка USD на фото 4 создана Brian Clark и John Goddard. В наши дни она чрезвычайно популярна, хотя поговаривают, что дело вовсе не в эффективности, а в экстравагантном внешнем виде. Вполне может быть, но я на такое постеснялся бы ловить, оставил бы в коробке. Основой для ершика служит пучок синтетики, который после формирования ершика прижигают, чтобы конструкция не развалилась. Есть патент крепления пера ершика на лесочной петле, крутим ершик, а затем петелька затягивается и блокирует кончик пера. Любопытно, но как то сложно.

Фото 5 Upside Reversed — образец двойного переворота, не только крючок поставлен вверх ногами, но и вся мушка развернута вперед хвостом. Кроме чисто технического тренинга, такие кульбиты оправданы тем, что, как правило, подсыхающие поденки плывут головой вниз по течению. Самый технически безукоризненный способ заброса сухой мушки вниз по течению приводит к развороту мушки хвостом вперед. Мы убираем поводок из поля зрения рыбы, деликатно сплавляем мушку вниз, все хорошо, но среди настоящих поденок наша показывается в поле зрения рыб задом. Upside Reversed при ловле поперек или вниз по течению почти всегда движется в позиции вниз головой. Иногда говорят, что эта мушка для «профессороф», старых, чрезвычайно опытных рыб.

В современной литературе традиционно выделяют разные типы имитации. На вершине иерархии «функционально- анатомических» имитаций, над всевозможными попытками элементарно скопировать глазки или количество ножек, находятся так называемые suggestive flies. Такие мушки имеют не слишком много общих черт с настоящим насекомым, но есть в них совокупность элементов, которые внушают рыбе доверие и побуждают их к атаке.

Mess на фото 6 как раз такая суггестивная модель Gary LaFontaine. Мушка специально связана для имитации «данов» крупных поденок. После долгих лет на воде LaFontaine решил, что форель слишком хорошо разбирается в стандартных имитациях. Рыба видит все ошибки и недостатки их изготовления и даже знает авторов в лицо. Есть ли смысл в дальнейшем стремлении к реалистичности? Нет, наоборот! Копируя живой объект надо избегать деталей, надо скрыть все возможные изъяны. Очень, на мой взгляд, здравый подход, можно отказаться от конкретных, иногда неподъемных приемов вязки и легализовать свою фантазию. Так и получилась Mess, фантастическая мушка подражающая крупным «данам» для ловли в быстрых, неспокойных водах. В основе конструкции мы видим выразительные крыло из задранного вперед ершика. Это первоочередной элемент «дана» и он запускает интерес рыб. Важна необычная комбинация длинных жестких бородок крыла и мягких перьев, которые «разбивают» образ мушки. Полоска пенки по бокам помогает размыть силуэт и края мениска на поверхности. Как писал сам LaFontain, рыба бывает просто загипнотизирована отпечатком мушки, ее ореолом света и огромными крыльями. Если это действительно так, то не стоит сразу выбрасывать из азиатских наборов некоторые аляповатые модели. Возможно, это тоже суггестивные мушки.

На фото 7 – пример обратного влияния, вдохновения. Occasion — это версия старой мушки Hanging, «подвешенный», у которой были в свое время славные последователи — английская мушка Mole и французская Pont-Audemer. Традиционно такие варианты рассматривались как имитации наземных насекомых, а Vincent Marinaro посчитал Hanging Fly пригодной для ловли как поденку. Видимо позиция мушки склонила его к мысли об эмержере, поднимающейся из воды личинке — крючок утоплен под воду, а ершик раскинут по поверхности. LaFontain добавил ей крыло и получил поденку в стадии «дан». Рыбе и рассматривать тут особо нечего, мушка почти прозрачна, глаз видит лишь отпечаток на воде, и судя по уловистости, этого достаточно.

Представим еще два образца суггестивных имитаций, мушек, которые по идее должны вызывать у рыб положительные ассоциации.

На фото 8 Humpy, мушка появилась в Штатах, точнее на Диком Западе, в краю больших и бурных рек. Первые варианты были созданы где-то в 1940-х годах американцем Jack Horner и получили собственное имя, фамилия автора плюс материал, вышла мушка Horner`s Deer Hair. Идею подхватили Pat и Sig Barnes, они вязали, ловили, продавали и сделали мушку одной из самых популярных моделей по всему миру. Ну и настоящую звездную карьеру обеспечил мушке Terry Hellekson, который описал все существующие варианты этой модели.

Самой характерной частью мухи является тело из пучка шерсти оленя или лося. Американцы в отличие от европейцев не стеснялись использовать грубую шерсть для вязки поденок. Брюшко мушки и хвост сформировали одним пучком шерсти и вот здесь еще пучек уложили своеобразным горбом (humpy-горбатый с английского) поверх тела. Humpy практически непотопляема и ее основным назначением служат бурные и быстрые воды. Именно здесь эффективность мушки стала легендарной. До сих пор великие американцы не стесняются вязать ее варианты.

На следующем фото номер 9 Irresistible – еще одна мушка из разряда непотопляемых. В переводе имя означает нечто непреодолимое, неотразимое, такое впечатление наверное произвела конструкция на автора Joe Messinger и последующие поколения нахлыстовиков. В оригинале мушка целиком связана из шерсти- хвост, ершик, тело, все из шерсти оленя, только крыло из кончика петушиного пера. Очевидно, что она вряд ли что-то имитирует и не принадлежит к мушкам реалистичным. Более того, ее почитатели утверждают, что и не надо ничего имитировать, абстрактная конструкция должна хорошо плавать, держаться на волне и только. Именно эта задача стояла перед вязальщиками в конце 30-х годов. Как и в случае с Humpy есть целый ряд вариантов Irresistible, входящих в отдельный стиль вязки тела. В рамках этого стиля все инновации коснулись лишь 2-х элементов – цвета мушки и материала крыльев.

Что бы закончить с «данами» надо пару слов сказать о моделях extended body, моделях с выступающим, наружным брюшком. Уже упоминалось, что этот модный сейчас способ совсем не нов. Еще во второй половине 19 века крутили подобные образцы с большим или меньшим успехом, и мушки такие пылились по коробкам весь 20-й век. J.Edson Leonard в 1950 году посветил им целый раздел в своей монографии об искусственных мушках. Он отметил в их конструкции очевидные минусы, связанные, прежде всего, с эффективностью подсечки. Мы уже вспоминали об этом, часть проблемы в малой эластичности выступающего тела. Во вторых- необходимо стараться сохранить открытым поддев крючка. Материала много и он мешает, мушка отскакивает при поклевке. В принципе эти проблемы решены сейчас, но на практике все равно трудновато бросать такими объемными приманками, да и рамки применения ограничены нечастым временем появления крупных поденок

.

На фото 10 одна из самых известных мушек в этом ряду, это Extended Body Paradun известной компании Swisher&Richards. Они впервые описали известный теперь повсюду способ изготовления тела в виде перевязанного пучка шерсти оленя. Модель появилась как ответ на сложности с равновесием, с вертикальным положением на воде крупных «поденок». Здесь длинное и легкое тело поддерживает мушку на поверхности, а ершик парашютом стабилизирует ее положение. Важно, подчеркивается авторами, чтобы ершик был деликатный, два, максимум три оборота пером. Дело в том, что не надо бы заслонять его отпечатком вид крыла.

Фото 11. Тоже знаменитая мушка на основе модели Swisher&Richards. Это Paradrake, имитирующая крупных поденок. Связал ееLawson почти идентично прообразу, но отличие в том, что пучок шерсти крепится сразу у ушка крючка, затем он отводится кзади и формирует крыло. Получается такая замкнутая конструкция, которая улучшает плавучесть и пропорции крупного тела.

.

Следующая мушка на фото 12 принадлежит одному из самых известных современных конструкторов англичанину Oliver Edwards. Он много экспериментировал с крупными поденками, предлагал тела в виде конусов, трубочек, скрученных на игле и закрепленных лаком или эластичным клеем. Последнее время его заинтересовали тела из губки или из других схожих материалов. На фото как раз такой вариант на гнутом swedish крючке. Презентабельность и плавучесть мушки вне всяких сомнений, но эффективность на практике … многими подвергается сомнению.

.

Pooly Sheet Wings на фото 13 принадлежит J.Betts. Человек известен своим пристрастием к синтетике, соответственно и мушка все из искусственных материалов. Крылья скроены из обычной пленки ПВХ, удлиненное тело из пучка волокон Poly-Yarn. Ершик спереди подстрижен, должно быть, так мушка лучше сидит на воде.

И на конец, фото 14, небольшая интересная модель CDC Extended Body автора J.Shaner, которую мой приятель Григорий Лошевский нашел как-то в каталоге Randall Kaufmann. Это одна из немногих моделей в стиле «экстендед», которую можно вязать на крючках малых размеров. Меня лично особенно радует то, что мушку без проблем, быстро и просто можно связать всего лишь из петушиного пера ( хвост и брюшко) и пера CDC в качестве крыла.

Как вы видите, мушки «дан» это своеобразная сборная группа, весьма разнообразная по исполнению и внешнему виду. Получается, что нет строгой необходимости повторять идеальную схему «дана». На бумаге одно, но на воде судьба насекомых совсем иная. Огромное количество насекомых травмируется, тонет, гибнет, теряет крылья, хвосты. Как всегда, важна лишь суть, несколько элементов, которые сближают нашу мушку с оригиналом. Не забудьте только, что субимаго в виде нашего «дана» попадают в корм рыбам только во время дрифта. Кто дрейфует, того и едят. Натуральное положение насекомого на поверхности воды пассивное, и этот абсолютно свободный дрейф необходимо копировать, если мы хотим получить максимум от конструкции мушки.

Появление на воде поденок хотелось бы воспринимать как процесс, связывающий вместе все весьма краткие стадии их жизни. «Дан» это середина пирамиды, нимфальная стадия как основание осталась позади под поверхностью воды. Субимаго взлетает и исчезает из поля зрения хищников. Все последующие превращения поденки происходят вне воды, и только в минуту откладывания яиц после брачного танца насекомые вновь доступны рыбам.

Об авторе

Василь Быков

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий