Плетеная мушка или Woven body fly

Woven body или плетенка.

Как-то минуло время стабильного восторга при виде мух в чужих коробках. Любая рецептура, пусть то из пера, шерсти или колбасных шкурок строится на стандартном вращении материала и креплении крыла с ножками. Тихо думаешь про себя, будь время и желание, можно скрутить любую муху. На самом деле это конечно не так, но с годами вырабатывается ровное отношение к любым шедеврам. Искреннее любопытство вызывают лишь те, что по каким-то причинам близки сердцу или знакомы в мельчайших деталях. Эти несколько мух могут представлять для нахлыстовика такой же интерес, как для знатоков- театралов открытие очередного сезона, когда оживленно обсуждаются мельчайшие нюансы «до» или «ля» в сотый раз исполненной партии.

Среди традиционно связанных мушек особняком стоят плетеные двуцветные нимфы, мухи-плетенки. В моей памяти они изначально относились к классу утяжеленных нимф, которыми не побалуешь и которые нужно уважать. Отношение к ним долгое время складывалось уважительное и осторожное. Покоились они в коробках людей авторитетных, изъездивших пол света. И комментарии владельцев были однозначными.

Тем не менее, нестандартность их изготовления долгое время мешали заняться ими вплотную. Продемонстрированная не раз техника вязки без памяти собственных пальцев не запоминалась, а сесть и приступить самому представлялось мучительным. Месяц назад на первенстве клуба я еще раз наблюдал вязку этой мухи и мой рассудок вновь был сражен элементарностью этого процесса. Два движения руками, цепляем с этой стороны, цепляем с другой и все, муха готова.

Возможно, этот элементарный на первый взгляд процесс мог придти в голову любому. Но, как всегда, хорошие мысли приходят в голову прежде всего профессионалам.

Robert Williamson представил свою версию рождения таких мушек в статье «Woven Body Fly History». Идея возникла у жителя Монтаны Franz Pott, который стриг головы и видимо увлекался девичьими косами. Так в 20-х годах прошлого века появилась его серия мух Mite Fly с плетеным телом. Просто и весьма натурально выглядели эти мушки. Но почему Франц использовал для плетения не обычные, доступные шерстяные нитки, а шерсть вола, да еще китайского, или волос со шкуры барсука? Возможно, он испытывал удовольствие, наблюдая реакцию коллег, которые интересовались этой деталью. Дальше был George Grant практиковавший контрастные вплетения на животе. Затем был опять же американец Dan Bailey и его известная имитация веснянки Mossback 1930 годов, живописное сооружение из лески или конского волоса и многие другие.

В целом к середине века сформировалось несколько способов формирования плетеного тела, дающих цветовой контраст между спинкой и брюшком или цветной полоской узлов по бокам мушки. Чаще всего встречались комбинации черного с оранжевым, коричневого с кремовым, оливкового и бежевого.

Когда плетенка попала в Европу точно не известно. Каким образом эти мушки стали популярны в Польше, также сказать трудно. Автор книги «Искусственные мушки» Войтех Венгляркий вспоминает, что получил несколько таких нимф письмом из Штатов в 1962 году. Юг Польши был тогда своего рода полигоном современного европейского нахлыста. Многие кабинетные, гиблые идеи обретали вторую жизнь на этих реках в деревенской глуши. То, что работало в Монтане и ее окрестностях, было переложено на модный мотив восходящей звезды мирового нахлыста — тяжелую нимфу. Возможно, это произошло благодаря Владиславу Тршебуне, который освоил и популяризовал своими успехами этот способ вязки мух. Местные ребята над Дунайцем и Саном называли эти мушки «тршебуневки», не подозревая, что их соотечественники на очередном чемпионате мира уже дали повод к появлению нового имени этих мушек — «польская нимфа», «Polish Nymph.». В Австралии, после завершения соревнований, американцы скупали у поляков остатки плетенок. Покупали, по сути, свое собственное изобретение, но уже под именем «польская нимфа».

Сами поляки не возражают, хотя и удивляются подобным терминологическим выкрутасам. Сами они называют ее просто «плетенка» и имеют в виду не конкретную мушку, а этим способом связанные имитации различных нимф и личинок.

С этих позиций будет интересен сам способ плетения, а не внешний вид отдельной мухи. У нас встречается мушки, выполненные двумя способами вязки.

Классическая американская техника overhand-knot на наших территориях используется не часто. Во-первых, плетение выглядит достаточно сложным. Не каждый нахлыстовик позволит себе деградировать до вязальных спиц и крючков. Что позволительно для Torill Kolbu (женщины, которая вяжет мух), не к лицу настоящему мачо. Хотя можно принять ее оправдания, когда она говорит об услаждающих глаз бесчисленных вариантах сочетания материалов, цветов и техник своих мух. На мужской практичный взгляд этот способ не слишком подходит для исполнения мелких мух и заставляет использовать чрезмерно тонкие или эластичные материалы-шнурки.

Польская же плетенка необыкновенно популярна. Ей не приходится делить славу со своими возможными близнецами, как было в случае то ли Czech, то ли Polish Nymph, имитирующими гидропсиху. В книгах и каталогах чехов встречаются единичные варианты плетеной техники. А мушка очень проста и быстра в вязке. Используют всегда две разного цвета нити, вернее сказать, два шнурка. Светлый идет на брюшко мухи. Можно использовать шерсть, синтетику – вискозу из ковров и дорожек, флоссы, синель, а также винил, флэши и любые прочие волокна. Не надо забывать только о создании предварительной формы будущей мушки. Подклад или подложка тела делается чаще всего оборотами свинцовой проволоки и покрывается затем слоями одного из шнурков. Популярный клоп-гребляк, упомянутый Михаилом Шишкиным в своей книге, имеет расплющенное плоскогубцами плоское свинцовое основание. Вообще, стесняться со свинцом не надо. Хоть нимфы, в том числе и плетенки, бывают разными по весу, вспомним, что известные в околицах Монтаны мухи получили мировую известность, как тяжелые нимфы. А откуда взялось имя Woven Polish nymph? Причина только одна — эффективность тяжелой нимфы, так неприятно удивившая многих на чемпионатах. Как всегда, мало одной идеи, важно найти ей вариант правильного применения.

В.Быков.

Об авторе

Василь Быков

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий